Терпимость или терпение?

Происходят сотни событий, перед глазами пробегают ленты новостей, переключаются каналы, и все же я решил остановиться только на некоторых.

Есть проблемы, которые мы решаем мимоходом, есть так же те, которые не решить и за сотни лет. Как христианину, для меня особенно важно, обращать внимание на движения, которые происходят в обществе, как на местном уровне, так и на уровне национальном. Вот и нынешний год обнажил проблемы, которые могут приводить к трагедии как одной личности, так и целых народов.

Вот, что меня тревожит. Три события, которые упоминались в наших новостных обзорах, и на первый взгляд совершенно не связанные друг с другом, соединились в одно.

Первое событие — резня, устроенная в Московской синагоге. Молодой человек ворвался в офисное здание еврейской общины и стал наносить удары ножом всем, кто попадался ему на пути. В результате было ранено несколько человек. Расследование продолжается. Было собрано несколько пресс-конференций, которые осудили экстремизм и ксенофобию существующие в российском обществе. Но, если рассуждать в целом, евреи в этой стране не дождутся сочувствия. В России крепко укоренилась ненависть, как к инородцам, так и к инакомыслящим. А евреи попадают и под первое и под второе. Они народ, который в отличие от многих других, при глобализации и космополитизме, сохраняет свою культуру, язык, обычаи и веру. К тому же евреи по своей сути – оптимисты. Это касается труда, общения в семье, воспитания детей, взаимоотношений с единоверцами и с иноплеменниками. Они прошли сквозь тысячелетние гонения и научились жить с наслаждением, не ропща, не обвиняя правительства и существующее положение дел, не раздражаясь на трудности и не спиваясь. Это не может не раздражать более унылых соседей. Поэтому старый и забитый лозунг вновь начинает сиять над российскими просторами:
— Бей жидов, спасай Россию!

Успех других всегда приносит скорбь в сердце. А евреи в целом народ успешный. Поэтому и разгорается ненависть. Воспаляется она тогда, когда мир начинает скатываться в пропасть. Если бы историки решили исследовать подобные вопросы, они натолкнулись бы на подобную закономерность. Как только начинаются гонения на евреев, жди беды. Причем беды не маленькой, а огромной. Начиная с истории Египетского исхода и заканчивая Холокостом, история еврейского народа всегда была тесно связана с глобальными событиями этого мира, с человечеством в целом. Почему подобное происходит? Потому, что если однажды Творец дал обещание благословения детям Авраама, Он держит Свое Слово. Но так же, отвергнув Мессию и призвав на себя проклятие, сказав, что кровь Христа на всех иудеях, они отвечают за свои слова (Смотри Евангелие от Матфея 27:25).

Евреи действительно народ исторический. Большинство более «великих» наций или канули влету или прячутся на затворках истории, а те, кто на протяжении 2000 лет не имели своей государственности, добились его восстановления в середине ХХ века и остаются самобытными, понимающими свое национальное величие. Это уникальный в истории случай! Их не уничтожить, не изрезать ножами, не сжечь в печах, не загнать в ГУЛАГ. У них нужно учиться, их нужно уважать и брать пример – иначе, любую нацию, восстающую на евреев, ожидает позор и бесславие. Так уже было с египтянами, с вавилонянами, с римлянами и испанцами, с арабами и немцами. Неужели нужно ждать очередного позора в России. Не достаточно ли нам погромов и всевозможных «дел врачей», истерии и ксенофобии? Но возможно, именно это и должно произойти.

Обратите внимание на событие второе, которое я бы хотел выделить, хотя оно, как и первое, довольно периферийно. Скандал, произошедший в Кремле на Рождественских чтениях, где министр образования и науки Андрей Фурсенко был освистан православно настроенной публикой. Когда он комментировал речь Патриарха Алексия II и говорил о светском государстве, где многонациональная среда и десятки вероисповеданий, о том, что готовиться к выходу новое пособие для школ по истории мировых религий, его грубо прервали крики из зала:
— Сам изучай историю религий! Ты где живешь, в России или в мире? Космополит безродный! Отступись от безбожия!

Подобные высказывания явление не новое. Конституция подтверждает статус Российской Федерации – мы являемся государством светским – это юридически. Но, фактически, мы с вами живем в государстве православном, и если вы с этим не согласны, то достаточно включить телевизор и обратить внимание на людей в черных рясах. Практически на любом общественном мероприятии, будь то спуск на воду новой ядерной подводной лодки или крапление танков, идущих в бой против чеченских террористов, выборы и строительство нового жилья, законодательство и структуры исправительных учреждений.… Это факт. Мы живем в государстве, где православная церковь оказывает огромное влияние на органы власти и народные массы. Но это так же означает, что любое инакомыслие будет испытывать давление со стороны православной олигархической верхушки и активной «православной» общественности. И если вы не в рядах РПЦ, то вы космополит или безбожник. Пусть все изучают основы православия! Но возможно ли это при современной ситуации?

Моя старшая дочь посещает одну из Санкт-Петербургских гимназий. В ее классе есть русские, армяне, украинцы, белорусы, корейцы. Что, все они должны знать основы православия и принять крещение? А если их родители протестанты, мусульмане, гностики или атеисты? Но ксенофобия православия ничем не отличается от ксенофобии мусульман, жгущих европейские посольства в арабских странах. И если православное лобби победит законодательно, это будет не лучше чем победа любого религиозного института в светском обществе. Даже если Россия станет православным государством, крови в этой стране не будет проливаться меньше, а тюрьмы не опустеют. У православия был шанс изменить лицо этой страны на протяжении длительного периода времени, и оно его не оправдало, породив смуту, расколы, отобрав у народа Библию, заменив познание Бога на исполнение сотен обрядов и суеверий. Конечно же, это не означает, что у православия нет будущего, скорее наоборот. Возрождение в России возможно, но лишь после реформирования служения и теологии РПЦ. И, конечно же, понимание, что обращение народа возможно через проповедь Евангелия, а не через место во властных структурах. Вспомните, как начинается 3 глава Евангелия от Луки:

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне».
Обратите внимание, голос Божий был к Иоанну, тому, кто действительно искал Бога. Кесарь восседал в Риме, Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод в Галилее, Филипп в Итурее, Лисаний в Авилинее, священники Анна и Каиафа начальствовали в Иерусалиме при храме, но голос то был к Иоанну в пустынном месте.

Как бы не оказались господа от православной общественности сидеть в Кремле тогда, когда Бог будет говорить не им, а православным искателям Бога где-нибудь в Сарове или Пскове. А они так и не расслышат этого голоса, потому сами в этот момент кричат на министров.
Сила Божья будет совершаться не за крепостными стенами Кремля, а вне этих стен, там, где реальная Россия. Страшнее другое, любое проявления религиозной нетерпимости может привести к серьезным национальным трагедиям. Та же сила, которая пылала в человеке с ножом, пламенела в людях кричащих на министра Фурсенко.

Страна, в которой более 80 процентов считают себя православными (по словам представителей РПЦ), является одной из самых пьющих. У нас сейчас официально беспризорных больше, чем после второй мировой войны; среднестатистическая женщина в России делает 3 аборта в течении своей жизни; около миллиона человек находиться в местах лишения свободы; нищета и коррупция – это все в самой православной стране! И очередной виток нетерпимости не породит пробуждения в народе, а приведет лишь к увеличению агрессии и недоверия друг ко другу. Это общенациональная проблема. Если же мы боимся атаки ислама на русскую молодежь, то нужно вкладывать в их сердца не идеи русского православного национализма, а Евангелие Христа Иисуса! Открывать Библейские школы, благотворительные центры, миссионерские курсы по работе с исламистами, строить влияние Церкви в обществе и народе, а не в Верхней палате.
Ведь Библейское просвещение может сделать в сотни раз больше, чем погромы на рынках и дебаты в Думе. Арабы идут к нам? Давайте обращать их в христианство. Но не путем насилия и принуждения, а служения и доброты. Иного пути у нас нет. Или все закончится Последним крестовым походом. И нет уверенности, что православные умоют свои ноги в Индийском океане, напротив, это может закончится намазом на берегах Северной Двины.

Толерантность не грех и преступление, а библейская необходимость, если мы желаем «достучаться» до сердец. Павел, увидев великое множество богов в Афинах, и возбудившись в духе своем, обращается в ареопаге к афинянам, говоря:
— Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Разве это не пример терпимости, которую проявляет Павел, ради дела Евангелия? Можно было схватить камень и начать крушить греческих идолов, но апостола волнуют не идолы, а люди, которые обмануты языческой мифологией. Но видимо то, что руководит людьми в современном мире, имеет другие корни – нетерпимость и ненависть к любому инакомыслию. И третья новость тому свидетельство.

Датские карикатуристы наверное проклинают тот день, когда взялись за карандаш. Никакой гонорар не может окупить тех последствий, которые происходят в большинстве арабских стран. Сирия, Ливан, Иран, Египет, Турция, Палестина, Афганистан – везде объявлена война датским, норвежским и другим европейским товарам. В этих странах горят посольства, глаза полны ненависти и обиды. Ненависти к христианам и обиды за пророка. Справедливый гнев действительно был бы справедлив, если бы в течении последних десятков лет арабские газеты не позволяли бы себе подобных нападок на иудейские и христианские ценности. Сотни карикатур на бога евреев и Иисуса Христа печатались в многочисленных арабских газетах. Сейчас в Тегеране объявлен конкурс на самую смешную карикатуру Иисуса. И вновь мы видим яркое проявление экстремизма и ксенофобии. Подобные явления, происходят именно на стыках культур и на стыках верований. Самые кровопролитные войны – войны религиозные.

Столкновение идеологий вещь неизбежная. Но когда аргументом той или иной идеологии становиться камень, бутылка с зажигательной смесью или АК-47, здравомыслие умолкает и на сцену выходит его величество Хаос.

Хаос, который порождает христианская демократия: признавая легитимность террористической ХАМАС (одной из уставной цели которой является уничтожение государства Израиль) отвергать легитимность выборов Лукашенко в Белоруссии.

Хаос, который порождает гуманизм: сожалеть о гибели сотен людей на египетском пароме и продолжать геноцид арабских народов в Ираке и Афганистане.

Хаос, который порождает ислам: признавать величие и значимость в истории ислама пророка Исы (Иисуса Христа) и уничтожать Его последователей.

Хаос христианский: где два христианина, доказывая свою любовь к Господу, готовы убить друг друга только за то, что не сошлись в толковании «Исповеди» святого Августина.

Хаос, хаос, хаос… Конечно можно продолжать, ведь любой из нас ощущает влияние своего маленького хаоса. Правда это не дает нам право ненавидеть и унижать тех, которые мыслят, верят и живут не так как мы.

Терпимость это не вынужденная мера, а та добродетель, которая должна возрасти в наших сердцах, несмотря на смутное время, в которое мы с вами живем. То, что возможно и будет отделять и сохранять этот мир от пропасти, в которую без уважения, любви, прощения и терпимости друг ко другу, он неминуемо упадет.

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos чужой и …фоб, …фобия),
1) Навязчивый страх перед незнакомыми лицами.
2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia терпение),
1) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

 

Сергей Дубинин

Другие статьи

  • Виртуальное филерствоВиртуальное филерство Дорогие читатели и друзья! Эта статья, не посвящена тайным заговорам, масонству или всевидящему оку Большого Брата. Просто хотелось бы […]
  • Мир двойных стандартовМир двойных стандартов Сегодня очень трудно, зачастую невозможно, быть беспристрастным. В наш разум врывается то или иное мнение, которое после нашего же выбора […]
  • Четвертый гимн РоссииЧетвертый гимн России Если вы не любитель футбола, то, вероятно, не обратили внимания, как вели себя футболисты сборных Англии и России в момент исполнения […]
  • Маленькие трагедии большого мираМаленькие трагедии большого мира Возможно, мир до самого конца будет переживать свои «маленькие трагедии». Для нас, сторонних наблюдателей, трагедия на московском рынке, […]
  • 4 Ноября4 Ноября Накануне «Дня народного единства» в прессе стали появляться многочисленные статьи, которые можно объединить под одним общим названием – […]