Пить или не пить… Вот в чём вопрос!

Все чаще этот вопрос звучит в евангельских кругах. И если еще несколько лет назад ответ был достаточно очевидным, то сейчас ситуация резко изменилась. Причем если в начале 90-х годов радикальными в этом вопросе были харизматики, то сейчас и среди церквей веры появились люди, которые употребляют алкогольные напитки. Если начинается спор, обе стороны (и пьющие и непьющие) открывают Священное Писание. Вот несколько аргументов той и другой стороны.
Употребляющие алкоголь:
•    Нигде в Писании нет запрета на употребление алкоголя.
•    Алкоголь вещь нейтральная, может служить во благо, может служить во злое, как и многие другие вещи в этом мире (питание, одежда, и пр.).
•    Важно иметь внутреннее самоограничение и дисциплину, то есть не упиваться. Ефесянам 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».
•    Мы употребляем алкоголь, потому что это полезно. 1-е Тимофею 5:23 «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
•    Я свободен от греха и мне возможно все. 1-е Коринфянам 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
•    Я не хочу соблазнять неверующих людей. (То есть, приходя в компанию неверующих людей я не хочу быть «белой вороной», дабы не смущать других и не объяснять всем и каждому почему же я не пью). Обоснование – «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.» 1-е Коринфянам 9:20-22.
•    Остальные аргументы можете добавлять самостоятельно…
Не употребляющие алкоголь:
•    Это грех.
•    Одно из первых упоминаний о вине принесло несчастье и пьющему, и непьющему (история Ноя и Хама). Бытие 9:20-25 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
•    Вот до чего доводит алкоголь! (см. выше)
•    Достаточно вспомнить еще одну историю (Лот и его дочери). См Бытие 19:32 «итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя».
•    «Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» Второзаконие 32:33
•    Притчи 20:1 «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Остальные аргументы можете добавлять самостоятельно…

Можно рассмотреть некоторые из аргументов «за» и контраргументов «против».

Надо признать, что в Библии нет прямого запрета на употребление алкоголя. Это факт. Церковная традиция католической, православной, да и протестантских церквей (сам Лютер любил засиживаться допоздна с кружечкой пива) имеет давнюю традицию употребления алкогольных напитков. Но традиция не самый сильный аргумент в дискуссиях.

Действительно, в какие-то моменты алкоголь может выполнять функцию анестезии и использоваться в медицинских целях, при растирании согревать замерзшего человека, являться добавкой в приготовлении мяса и рыбы и т.д. То есть, быть нейтральным. С этим нельзя не согласиться и это то же факт. Но что же все-таки с употреблением алкоголя. Давайте, исследуем пару мест, которые приводятся как аргумент «за» — это Ефесянам 5:18 и 1-е Тимофею 5:23.

Павел советует не упиваться вином. Соответственно употреблять его можно, но ограничиваться небольшой дозой. Это тем не менее не слишком убедительный довод. Апостол скорее хотел сказать, что лучше быть наполненным Духом Божьим, чем быть наполненным вином. Почему? Ранее Павел предупреждает дорожить временем, потому что дни лукавы. Человек находящийся пусть даже в слабом алкогольном опьянении может утерять контроль, в первую очередь над временем. Так же всегда есть опасность впасть в распутство (словарь С.И.Ожегова — РАСПУТНИЧАТЬ, •аю, -аешь; несов. Вести распутный образ жизни. РАСПУТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Разгульный, развратный.). То есть алкоголь может устелить нам дорогу прямо к блуду. Именно от этого и предостерегает нас апостол Павел (посмотрите весь контекст 5 главы послания к Ефесянам). Употребление алкоголя в этом случае превращается в опасную игру, когда мы шутки ради выбегаем на заминированное поле, пусть даже и имея на руках карту мин. Лично я не пошел бы на такое поле. Да и любой здравомыслящий человек не сделает подобного. Есть слово, которое характеризует противное распутству состояние – здравомыслие (целомудрие). Я уверен, что человек целостного ума постарается оградить от себя опасность, которая может подстерегать нас даже за малой дозой алкогольного напитка. Почему? Потому что мудрый человек знает последствия. Более 70% преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения в той или иной степени. Бытовые преступления почти все в состоянии алкогольного опьянения. По крайней мере, половина ДТП по вине нетрезвых людей. Изнасилования и насилие над личностью и прочее… Зачем испытывать то, что несет в себе потенциальную угрозу?

Еще одно место, которое используется в защиту пития – 1-е послание к Тимофею 5:23 «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Но этот отрывок говорит скорее в пользу отказа от алкоголя, чем за употребление. И вот почему. Апостол Павел пишет своему ученику, который на тот момент являлся одним из пресвитеров (епископов) церкви. Он не был человеком новообращенным и следовал за Христом много лет. Но случилась беда, постоянные недуги стали сопровождать Тимофея. Павел даже говорит о том, что это боли в желудке. На тот момент известным средством против болезней кишечного тракта считалось вино. И Павел уговаривает Тимофея употреблять немного вина ради избавления от страданий. Этот отрывок говорит следующее. Тимофей, скорее всего вообще не употреблял алкогольные напитки, а пил только воду (она, скорее всего и была причиной болезни, так как не фильтровалась). Поэтому Павел и увещевает своего ученика использовать вино, как бы дает разрешение. Возможно ли, использовать этот отрывок любителям вина? Скорее нет, чем да. Друзья, не буду рекламировать всевозможные современные средства от болей в желудке и кишечной системе, а отправляю вас в ближайшую аптеку, где любой провизор даже без рецепта врача посоветует вам купить то или иное лекарство, которое будет значительно эффективней, чем самое хорошее вино. Это то же факт.
Что же касается неверующих людей, поверьте, если вы откажитесь от вина или водки, вы никого не соблазните, а скорее вызовете уважение. По крайней мере, в моей практике, а я не употребляю алкоголь 15 лет, не было ни одного случая, чтобы мой трезвый образ жизни кого-то оттолкнул от Христа. Скорее происходило обратное.

Теперь рассмотрим несколько аргументов, которые используют противники употребления алкогольных напитков.
Употребление вина – грех. Как мы уже выяснили, нигде нет прямого запрета на употребление вина и других алкогольных напитков. Это факт. Скорее есть множество мест в Библии, которые говорят о воздержании или потенциальной опасности употребление таковых, но в рекомендательной форме. Яркие примеры:
•    Притчи21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет».
•    Притчи 23:31-35 «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.[И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»».
•    Прит.23:20 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом».
Еще один аргумент – вино это яд дракона. Ну, этот довод трудно даже критиковать, так как речь полна метафор и контекст говорит совершенно о других вещах, о которых мы сейчас рассуждать не будем. Просто почитайте Второзаконие 32 главу. Тем не менее…
Если мы возьмем и спокойно исследуем все, что Писание говорит о вине и крепленых напитках, (сикера — СИКЕР м. церк. хмельной, пьяный, броженый напиток, кроме вина (толковый словарь В.Даля)) то нам придется признать, что это скорее зло, чем добро. Большинство сексуальных грехов сопровождалось возлиянием вина и крепленых напитков. Вино приводило к распутству и проблемам в жизни людей. Даже использование вина на преломлении хлеба в первой церкви могло нести за собой проблемы (посмотрите отрывок из 1-го послания к Коринфянам 11 глава, а особенно 21 стих).

На мой взгляд, проблема с которой мы сталкиваемся, так или иначе, перебазируется в морально-этическую область, чем в теологическую. Потому, что в данном споре каждый будет опираться на те или иные места Священного Писания, которые на его взгляд подтверждают внутреннее решение. Поэтому я начну издалека.
В 1997 году я посетил одну колонию усиленного режима в Архангельской области. Перед тем как отправиться туда с проповедью Евангелия, я прихватил с собой довольно известный альбом одного латышского музыканта. На этой кассете были «блатные» песни с христианскими текстами типа: «Вешайся дьявол, вешайся зараза…». Так вот, после проведения служения я с радостью подарил этот музыкальный опус одному из «авторитетов». В следующее мое посещение колонии этот человек подошел ко мне и отдал кассету сказав:
— Мы вот здесь пытаемся как-то измениться, приходя на ваши мероприятия, а вы нас опять в дерьмо тянете. Устали мы от слов таких, вы нам что-нибудь божественное привезите…
И тогда я понял, что вещи, которые мне казались свободой, для кого-то могут быть рабством.
Апостол Павел, рассуждая на подобные темы, сказал:
— Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных…если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. (1-е Коринфянам 8:13)
В Ветхом завете говорится о людях, которые решили посвятить себя Господу, налагая на себя определенные ограничения. Их называли назореи. В Числах, 6 главе говорится следующее: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. В этом отделении и посвящении Господу есть глубокий смысл. И мы можем рассуждать об этом взглянув еще на несколько мест из Нового Завета:
•    1-е Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
•    1-е Петра 1:18 «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…».

Бог не имеет желания возвращать нас в жизнь, которой жили наши неверующие отцы. В этом есть суета и бессмысленность. Зачем брать образы, которые не приносят нам благословения. Спросите сотни тысяч женщин в этой стране, которые потеряли мужей, дочерей, сыновей, внуков из-за водки и вина:
— Пить или не пить?
Спросите брошенных детей и детей инвалидов, которые родились уродцами из-за вина и водки:
— Пить или не пить?
Для меня мой Господь приготовил лучшее: радость без «градуса», любовь без угара, не плоды виноградной лозы, а плод Духа!
И пусть это звучит эмоционально, я призываю здравомыслящих христиан навсегда отказаться от употребления любых алкогольных напитков, будь то пиво или вино, потому что для этой страны нужны высокие стандарты, которые могут явить верующие люди. Не стоит смотреть на другие культуры и другие народы, говорить о пользе алкоголя, ссылаясь на исследования или брать пример с пьющего христианского Запада, вы же знаете, сколько алкоголь погубил в этой стране душ. Ответьте себе, для чего вы берете в руки эти напитки? Чтобы поднять настроение? Тогда идите в тайную комнату, закройте дверь и молитесь, потому что в молитве вы переживете радость. Вы вкушаете вино, чтобы показать свою свободу? Тогда лучше исполните то, для чего вы созданы: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Ефесянам 2:10. Возьмите деньги, которые бы потратили на покупку алкогольного напитка, и купите беспризорному батон хлеба и кусок колбасы. Неужели и в этих доводах нет смысла? Никто мне внятно не ответил, какое назидание производит употребление вина. А жизнь наша должна быть назидательной: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» Послание Иуды 20-21 стихи.
Я призываю вас сделать то, что сделали многие люди в нашей церкви – добровольно отказаться от употребления алкоголя, не вступая в глубокие дискуссии, обосновываясь на здравом смысле, внимательном исследовании Писания и призвании, которое получили от Господа.
Так есть ли вопрос…?

Сергей Дубинин

Другие статьи

  • Флаги — флажочки…Флаги — флажочки… От редакции: Гордо реет яркий флаг, Сатана наш злейший враг. Древко мощное в руке, Сатане по голове… Мы позволили себе использовать […]
  • Найти Иисуса. Андрей Максимов.Найти Иисуса. Андрей Максимов. Религиозная фантастика? Роман «Найти Иисуса» написан Андреем Марковичем Максимовым, известным телеведущим (программы «Ночной полет» и […]
  • Богословские аспекты мученичестваБогословские аспекты мученичества История ветхозаветной и новозаветной церкви полна историй о мучениках. Первым мучеником стал Авель, последними будут два свидетеля, о […]
  • Как Рождество превратили в Новый годКак Рождество превратили в Новый год Полтора века назад в Петербурге была устроена первая общественная елка. В Петербурге всегда торжественно праздновали Рождество и Новый год […]
  • Отцы – пустынники смеются.Отцы – пустынники смеются. Многие люди, слыша о монахах, тут же представляют себе мрачных субъектов, угрюмо перебирающих четки. Возможно, некоторые монахи и давали […]