Новое Средневековье

Современное общество погружается в очередное Средневековье. Это касается, пожалуй, всех сфер нашей жизни. Диалог и дискуссия исчезают из обихода. При этом нас начинают окружать кошмары и всевозможные страхи. Ребенок боится входить в собственное парадное, потому что ждет нападения маньяка; люди испытывают страх при посадке в аэробус; ожидание войны и бедствий наполняет сердца. И самое страшное: люди потеряли ориентиры. Девиз «все относительно» стал нормой жизни. Это действительно так. Насколько сместились акценты!

В попытке быть терпимыми во всем, мы и начинаем проигрывать во всем. Борьба с ксенофобией может превратиться в анархию, потому что любая, даже самая здравая позиция будет осуждаться как радикальная, и поэтому, не имеющая право на существование в «демократическом» обществе. Если я, будучи христианином, выступаю против абортов, меня называют мракобесом. Если я, будучи христианином, называю сожительство — блудом, меня называют «религиозником». Если я, будучи христианином, говорю, что все остальные религии лживы, потому что есть только один путь – Христос, я попадаю под статью о разжигании религиозной вражды. Это реакция общества, которое потеряло ориентиры. Без истины, или скажу мягче, без веры в истину, как абсолютное понятие, жить невозможно. Точнее, возможно, но бессмысленно. Просто потому, что в одночасье теряется смысл самого бытия. Или этот смысл опускается на уровень существования. Мой учитель истории, рассказывая о великих свершениях нашего народа, поднимал свой взор на аудиторию, всматривался в нее, и видя безразличные взгляды учеников, произносил сакраментальную фразу:
— Я знаю, что вы хотите. Вы думаете только об одном! Вы хотите пить, жрать и размножаться!
Конечно, эта фраза вносила веселье в классные ряды. Но ужас в том, что учитель оказался прав. Нет, конечно, потребностей значительно больше, но эти потребности ограничиваются потреблением, обогащением и развлечением. Причем каждый находит свои пути для достижения этих целей.

Все забывают, что если есть два диаметрально противоположных мнения, одно из них истинно, другое же лживо. Иначе не может быть! Но сегодня все перевернулось и нам говорят:
— Это возможно.

Получается как в старой притче о судье.
Один судья вел процесс. Когда выступил обвинитель, судья произнес:
— Ты прав.
Выслушав затем и обвиняемого, судья вновь произнес:
— Ты то же прав.
Супруга судьи, присутствовавшая на процессе, поднялась со своего места и крикнула:
— Мой муж, ты идиот!
На что судья ответил:
— И ты то же права!

Это может произойти, когда ориентиры потеряны. Почему книга второсортного писателя издается миллионными тиражами? Потому что мистификация и фальсификация интереснее, чем истина. Но стоит сказать, что Дэн Браун мистификатор, тебя сразу потащат в суд за клевету, а сообщество произнесет:
— Достигни того, что достиг он, тогда и критикуй! (Кстати, мне так и ответили на одном из форумов посвященных «Коду Да Винчи»).

Какая разница, что будет обнаружено в записях «Евангелия от Иуды»? Почему это стало угрозой христианству? Никакой угрозы нет, и быть не может. Надо продолжать жить и верить. На одну книгу неизвестного автора (апокриф), есть все книги, вошедшие в канон Нового Завета. Есть книги, которые не вошли в канон, но являются назидательными и правдивыми по своей сути. Есть свидетельства врагов христианства, которые подтверждают верность истории рассказанной в Новом Завете апостолами и их учениками, есть свидетельства историков-современников, есть свидетельства Отцов церкви! Неужели из-за исторического пасквиля, вера во Христа как Спасителя человечества потускнеет? Нет, господа хорошие! Это то же, если бы о нашем времени судили по книгам Лукьяненко. Тогда ученые искали бы мох Сумрака, а Москва представлялась бы им, как место мирового колдовства и вампиризма. Но она такая, какая она есть. И такой останется, даже если потомки будут иметь другое мнение на основании книг о дозорах.

Упорное нежелание познавать истину и взамен принимать любые удобные взгляды, будет порождать очередные язвы общества.

«Плохое» надо называть плохим. Нужно говорить, нужно исцелять, нужно просвещать.

Ксенофобия и нетерпимость не в том, что кто-то отстаивает свои убеждения, а в том, как он это делает. Насилие и жестокость здесь неприемлемы. Но труд убеждения, дискуссия, и диалог уместны как никогда! Почему в Кемеровской области избивали «иноверцев» на Пасху (смотри архив новостей за апрель)? Потому, что сердца молодчиков были наполнены страхами. А страхи ото лжи и отсутствия информации. Страхи от мифов нового Средневековья. Обществу говорят: «Все, что не православное — плохо!» Тогда нам нужно выбросить на помойку все протестантское, евангельское наследие: тысячи трудов европейских ученых, картины художников, книги писателей, педагогику, философию, археологию и т.д.

Один православный священник написал мне о возможности диалога с протестантами подобным образом:
«Трудность этого диалога заключается в том, чтобы не «съехать» на спор о знании цитат. Держаться так сказать, условий диалога. Ну, например таких: Не спорить. Не соревноваться в знании цитат. Не обличать лично кого-то в грехах. Разногласия заканчивать фразой: «Нам понятна ваша позиция по данному вопросу». Главный смысл беседы показать: «Вот, мы веруем так, наша молитва вот, такая»».

Но, к сожалению, в современном диалоге побеждает лишь тот, у кого громче голос, а не тот, у кого более здравая позиция. Аргументация не интересна, она даже противна! Но мудрость человека и заключается в том, чтобы услышать своего оппонента. У нас же не так. Как только заканчиваются аргументы, повышается тон разговора и кровь начинает приливать не к голове, а к кулакам. Это становиться доброй почвой для страхов и нетерпимости.

За Средневековьем последовали эпохи Возрождения и Просвещения. Но нам невозможно ждать столетия. Нам нужно учиться, заставлять свой разум и свое сердце работать. Умение слушать и анализировать, размышлять и делать выводы, вот что нам нужно как никогда. Не позволить, в первую очередь себе, раздуть огни инквизиции. Разгон собрания свидетелей Иеговы в Москве с помощью ОМОНа, не лучший способ победить заблуждение. Значительно сложнее вести просветительскую работу с членами этой организации. Им нужны не дубинки милиционеров, а лекции по истории христианства и классический взгляд на богословские вопросы. А оппонентам Свидетелям Иеговы нужно изучать христианскую апологетику. Вероятно «расчехлить» дубинки проще, чем «расчехлить» своё сердце, интеллект и свои убеждения. Но это необходимо делать, иначе мы будем опускаться все ниже и ниже.

Глупцы предполагают, что улучшая благосостояние общества, можно решить проблемы дискриминации, коррупции, наркомании, преступности и разврата. Но мировой опыт говорит, что материальный уровень не влияет на данные показатели. Экономические достижения Швеции, Голландии, Норвегии, Германии не решили самого главного – вопроса души и духовного откровения. И сегодня, как никогда, становиться важным присутствие и влияние христианства, как единственного гаранта спасения общества от мрака Средневековья.

Что же нам, христианам, остается делать?

Побеждать зло добром, а ложь истиной. Бороться не против самого человека с лживыми идеями, а против его убеждений, которые лживы.

Возвращаться к старым христианским ценностями и целям. Не позволять понижать стандарты в обществе, но активно обличать пороки (будь то движение за эвтаназию или права гомосексуалистов).

В Притчах сказано: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои».

Поэтому не отступать от принципов Евангелия Христова.

Напоминать ученым, что наука появилась благодаря богоискателям, а не богоборцам.

Использовать старый опыт первых христиан, которые, будучи гонимы, с помощью любви, без единого выстрела, пленили Великую Римскую Империю за три столетия.

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:17-21).

И, наверное, самое важное – хранить себя от зла и стремиться к богопознанию. Не позволять душе лениться, но достигать Истины, обращаясь к вечному Евангелию. Учиться, среди многих громких голосов, услышать тот голос, который принадлежит Тому, кто и является нашим Создателем. Тому, кто и есть Свет.

 

Сергей Дубинин

Другие статьи

  • Виртуальное филерствоВиртуальное филерство Дорогие читатели и друзья! Эта статья, не посвящена тайным заговорам, масонству или всевидящему оку Большого Брата. Просто хотелось бы […]
  • Терпимость или терпение?Терпимость или терпение? Происходят сотни событий, перед глазами пробегают ленты новостей, переключаются каналы, и все же я решил остановиться только на […]
  • Четвертый гимн РоссииЧетвертый гимн России Если вы не любитель футбола, то, вероятно, не обратили внимания, как вели себя футболисты сборных Англии и России в момент исполнения […]
  • Маленькие трагедии большого мираМаленькие трагедии большого мира Возможно, мир до самого конца будет переживать свои «маленькие трагедии». Для нас, сторонних наблюдателей, трагедия на московском рынке, […]
  • 4 Ноября4 Ноября Накануне «Дня народного единства» в прессе стали появляться многочисленные статьи, которые можно объединить под одним общим названием – […]