Маленькие трагедии большого мира

Возможно, мир до самого конца будет переживать свои «маленькие трагедии». Для нас, сторонних наблюдателей, трагедия на московском рынке, всего лишь очередная новость в бесконечной ленте событий. Для близких людей, чьи родные и друзья погибли под обломками, это великое несчастье. Кто-то вздохнул, сказав:
— Хорошо, что это произошло не со мной.
Кто-то рассказывает другим, какое чудо произошло с ним:
— Вы представляете, я должен был быть там в это время, но по какой-то причине приехал позже и…

Человек настолько насыщен информацией, что перестает сопереживать. Более того, он находит объяснения для своей черствости. Я стал свидетелем разговора в метро. Одна женщина говорила другой:
— Раздули шумиху из-за этого разрушения. Так им и надо, «черным». Понаехали в Россию, торгаши проклятые. Вот и соль подорожала, а все из-за них, проклятых… Правильно их бог наказал.

Люди могут говорить на разных языках, по-разному одеваться, иметь разные взгляды и доход, но обладать одинаково жестокими сердцами. Нам нужно понимать, что «маленьких» трагедий не существует. Есть большое горе. В Багдаде, в Нью-Йорке, в Урюпинске, в Аделаиде, люди всегда будут нуждаться в людях, в сочувствии, в добром слове, в поддержке, реальной, а не мифической. Мы нужны друг другу, потому что так устроен человек. Конечно, мы не можем объять весь мир, и все вместить в свое сердце, но быть предельно открытыми для сопереживания и помощи, тем, кто рядом с нами.

Зимой продолжался карикатурный бунт в арабских странах. Поразительно лишь одно. Почему он начался так поздно? Сами карикатуры были напечатаны в середине сентября, и тогда на них ни кто не обратил внимание. Но вот настал очередной пик кризиса на Ближнем Востоке. Две горячие точки: Палестина с выборами и Иран с его ядерной программой. И как только «Хамас» пришел к власти в палестинской автономии, а Иран заявил о продолжении исследований по обогащению урана, в европейских и арабских СМИ появились статьи осуждающие рисунки на религиозную тему. Затем грянул карикатурный бунт, такой же страшный, как и любой другой. В конечном итоге проиграло большинство: Европейское сообщество (многие компании терпят убытки из-за бойкота европейских товаров), Палестина (посмотрите, как с этими дикарями можно вести диалог), Иран (нужно срочно пресечь зарвавшихся арабов, именно в Тегеране наверняка и засели приспешники Бен Ладана), Россия (которой приходиться успокаивать ООН с одной стороны, и Тегеран с другой). Кто же выиграл в очередной раз? Ответ очевиден для многих – Соединенные Штаты Америки. И скорее всего, конфликт был подогреваем именно политическими технологами из Вашингтона. США став мировым полицейским готов защищать свободы своих граждан где угодно: в Кувейте, в Ираке, в Югославии, в Афганистане, в Грузии и Украине. Теперь появилась очередная цель — Иран. Дальше будет Северная Корея и Индия (там то же строятся атомные станции и ведутся ядерные разработки). В конце концов, есть глобальная задача, подобраться и расшатать стабильность главного противника, Китая. Когда целые регионы оказываются в такой нестабильной обстановке это выгодно правительству США, пусть американцы волнуются за что угодно, кроме собственной экономики и внутренних проблем.
Для самих же американцев политика президента и его администрации ясна. Америка – Мессия современного мира. Америка единственный носитель христианской морали и имеет право на любые действия, чтобы защитить христианские ценности. Поэтому там, где инакомыслие, там и оплот террора. Жаль, что большинство преступлений совершается с желанием изменить мир к лучшему. Крестовые походы превращались в кровавые шествия, которые охватывали не только Ближний Восток, но и саму Европу, костры, в которых сгорали неугодные в средние века, гонения на еврейский народ на протяжении всей истории. Нет ничего нового под солнцем. Невозможно навязывать ценности, которых сам не имеешь. Я читал о конфузе, который произошел несколько лет назад в Гарвардском университете. Перед студентами выступал министр и политик Джон Гарднер. Он произнес пафосную речь о необходимости возвращения традиционных нравственных ценностей американцам и их культуре. Одни студент спросил его:
— На чем основаны эти ценности?
На что Гарднер замешкавшись сказал:
— Не знаю.

Да и откуда знать, если лучшей картиной 2006 года, по опросам общественности стала «Горбатая гора»…
Возможно, до сих пор, американцы страдают «салемским» синдромом. Когда костры инквизиции уже погасли в Европе, они возгорелись с новой силой в маленьком американском городке Салем (штат Массачусетс), в конце 17 века. Всего во время знаменитого процесса салемских ведьм, были арестованы двести человек, двадцать из них были признаны виновными в колдовстве и повешены. На пересмотре дела, состоявшемся в 1957 году, некоторые из казненных были объявлены невиновными, но не все. А это уже не 17, а 20 век. И хотя теперь уже считается доказанным, что обвинения в ведовстве были спровоцированы лишь личной неприязнью и не имеют под собой никаких оснований, юридически все еще считаются ведьмами Бриджит Бишоп, Элис Паркер, Маргарет Скотт, Уилмот Редд и Сюзанн Мартин. Вот и вновь добропорядочные американцы ищут «своих» ведьм, только теперь не в Массачусетсе, а в Багдаде, Кабуле, Тегеране, Москве…
Но это не значит, что только американцы ищут «салемских ведьм». Они отнюдь не одиноки. Россия не отстает от американцев. Мы охотимся за инакомыслящими, за иноверцами, за олигархами, за теми же шпионами Запада…
Достаточно открыть любое правительственное издание (а других практически не осталось), и мы попадем в свой Салем, только русского «разлива», где идет война с инакомыслием и никто не видит маленьких трагедий маленьких людей. Все тот же синдром, все те же проблемы. Только в нашем Салемдрищенске, страшнее всего не костры и виселицы, а русские «кулачки» после воскресной обедни. В этих народных игрищах просто нет своих, только чужие. Где бить надо не от лица, а от животной страсти, закрыв глаза и оскалив зубы, рвать чужую, ненавистную плоть… А потом, улыбаясь беззубой и разбитой до мяса улыбкой, брататься с теми, кого еще несколько минут назад втаптывал в грязный и сопливо-кровавый снег или, что еще лучше, писать для них эпитафии …
Общество, которым можно управлять, нуждается во враге. И это болезнь не только общества американского, но и любого другого. У нас в России тоже нужен враг, но в отличии от Америки, мы никак не можем с ним определиться. То ли это США, то ли олигархи, то ли внутренние враги: чеченские террористы, масоны, сектанты, космополиты и пр. Вот поэтому и нет пока единства в России. Но попытки делаются, и чтобы понять это, достаточно дойти до ближайшего кинотеатра и посмотреть новый русский мультфильм «Князь Владимир». Врагом станет тот, кто против Руси православной. У нас есть свои старые ведьмы: евреи, диссиденты и богачи. Реальность такова: если мы хотим сильную и неделимую Россию, нам (то есть российскому обществу) придется идентифицировать врага. Вот кто им станет? Будем зажимать кулачки и шептать:
— Только бы не я, только бы не я…
Но как я говорил в начале, чужой беды не бывает. У любой «маленькой трагедии» есть свое окончание и свое очередное начало. Вспомните, когда началась первая чеченская война (я имею ввиду 90-е годы 20 века), нам казалось это далеким и не важным. До тех пор, пока не раздались взрывы в Москве. Каждый русский теперь имеет «кровника» на Кавказе, чтобы не говорили при этом официальные власти. Американцы поддерживали талибов, пока не рухнули небоскребы-близнецы. Теперь каждый американец имеет «кровников» в Афганистане и Ираке. И это порочный круг, из которого, как нам кажется, нет выхода. Круг, который заставляет нас разбиваться на сектора, превращая целые нации в секты. Деление по принципу «Свой — чужой». Русские хорошие, американцы плохие или наоборот. У нас взорвали жилые дома – плохо, у них упали небоскребы – хорошо (так им и надо буржуям!). Это страшное и действительно порочное мышление. И любому разумному человеку нужно постараться выбраться их этого тупика.
Нет беды чужой. Есть беда общая. И наша общая беда, всех кто находится на этой голубой планете в том, что мы отвернулись от Того, кто создал этот мир. Мы отгородились от Бога, от своего Создателя, а затем отгородились и друг от друга. Поэтому и ищем ведьм по белу свету, не понимая, что самая страшная из них сидит в каждом из нас.
Есть библейское объяснение происходящих событий, обращаясь к которому, все становиться на свои места:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Послание к Римлянам 1 глава).
Ненависть не может породить добро. На мой взгляд, фильм «Мюнхен» Спилберга именно об этом. О полной неспособности насилием победить насилие, ибо это война никогда не закончится. Но в отличии от идеологии Спилберга, выход должен существовать, его не может не быть!. И возможно, есть единственная радикальная панацея, ни кем не прогнозируемая и не берущаяся в учет аналитиками и политологами. Это духовное возрождение каждого человека. Обращение к Спасителю, причем не к мифическому, неведомому богу, а к Тому, кто явил Себя через крест Голгофы. Иначе все, что ожидает нас – хаос и безумие. Нужен тот стопор, который не позволит человечеству скатиться в пропасть братоубийства и абсолютного зла.
Владимир Сергеевич Соловьев, в своей работе «Оправдание добра. Нравственная философия» писал: «Если бы все люди и народы были истинно благочестивы, т.е. почитали своим собственным благом единое абсолютное Благо и Добро, то есть Бога, то они, очевидно, были бы едины между собою, а будучи едины или солидарны друг с другом в Боге, они, очевидно, жили бы по-Божьи, – их единство было бы вместе с тем и святостью. Действительное же человечество, не сосредоточенное и не поднятое единым абсолютным интересом к Богу, рассеяно в своей воле между множеством относительных и бессвязных интересов; отсюда фактическая рознь и распадение, а на основе дурного факта не могут произойти акты добра, а потому деятельность распавшегося человечества сама по себе может приводить только к греху». 19 глава (VIII).

Мой читатель скажет:
— Ну вот, опять. От реальности и насущных проблем в философию…
И, скорее всего, будет не прав. Потому, что и глобальные и локальные проблемы всегда были и будут взаимосвязаны. Невозможно помогая одному человеку, не думать о большем. Иначе, не сможем помочь и одному этому.
Духовность и благочестие, какими бы тривиальными они не казались, остаются единственной возможностью сохранить себя от охоты на ведьм и ожесточенности мира, окружающего нас. Маленьких трагедий не существует, есть лишь большое человеческое ГОРЕ. Мы в состоянии быть рядом друг с другом, сочувствуя и сопереживая, преодолевая барьеры гордости и тщеславия, учиться любви у Того, у кого её в избытке.

 

Сергей Дубинин

Другие статьи

  • Виртуальное филерствоВиртуальное филерство Дорогие читатели и друзья! Эта статья, не посвящена тайным заговорам, масонству или всевидящему оку Большого Брата. Просто хотелось бы […]
  • Мир двойных стандартовМир двойных стандартов Сегодня очень трудно, зачастую невозможно, быть беспристрастным. В наш разум врывается то или иное мнение, которое после нашего же выбора […]
  • Четвертый гимн РоссииЧетвертый гимн России Если вы не любитель футбола, то, вероятно, не обратили внимания, как вели себя футболисты сборных Англии и России в момент исполнения […]
  • Терпимость или терпение?Терпимость или терпение? Происходят сотни событий, перед глазами пробегают ленты новостей, переключаются каналы, и все же я решил остановиться только на […]
  • 4 Ноября4 Ноября Накануне «Дня народного единства» в прессе стали появляться многочисленные статьи, которые можно объединить под одним общим названием – […]