Generation «П» (Виктор Пелевин)

Кокаиновый угар поколения MTV.

Я купил книгу Виктора Пелевина по двум причинам. Во-первых, кто-то сказал, что “Generation «П»” – культовая книга; во-вторых, я как раз из того поколения, которое выбирало «Пепси».

Сразу хочу оговориться — это произведение не имеет никакого отношения ни к первому, ни ко второму. Меня удивляет лишь одно, почему так быстро современная поп-культура деградирует. В книге смешано все: рекламные воззвания, культ богини Иштар и традиции древних шумерских народов, кокаиновый угар, политика, заваривание мухоморов и трагедия героя книги — маленького человека Вавилена Татарского. Начальный гротеск пропадает после первых глав.

Возникает ощущение, что автор просто переносит свой наркотических опыт на читателя, причем опыт разнообразный: мухоморы, кокаин, таблетки «экстази», алкоголь и «марки». Как автор часто упоминает: This game has no name (у этой игры нет названия).

Очень часто в тексте применяются идиоматические выражения, которые можно видеть лишь в лифтах и на заборах. Перефразируя автора, можно написать об использовании мата в Generation «П» следующее: Russia was always notorious for the gap between culture and civilization. Now there is no more culture. No more civilization. The only thing that remains is the “MAT” («В России всегда существовал разрыв между культурой и цивилизацией. Культуры больше нет. Цивилизации больше нет. Остался только «мат»).

Нет желания даже пересказывать сюжет, поскольку он практически отсутствует. Опус Пелевина – литературное MTV, книжный клип.

Один пример. После принятия очередной дозы наркотика, главный герой, работающий в рекламном бизнесе, пытается каяться перед Богом, но вместо этого решает написать для Него рекламный «слоган»:
« — Господи, к Тебе воззвах, сказал он тихо. – Я так виноват перед Тобой. Я плохо и неправильно живу, я знаю. Но в душе не хочу ничего мерзского, честное слово… Я просто хочу быть счастливым, а у меня ничего не получается… Я ведь больше ничего не умею, кроме как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу хороший – честное слово. Они ведь Тебя совершенно неправильно позиционируют. Они вообще не въезжают. Вот хотя бы этот последний клип, где собирают деньги на эту церковь. Там стоит такая бабуля с ящиком, и в него сначала кладут рубль из «запорожца», а потом сто баксов из «Мерседеса». Мысль понятная, но как позиционирование это совершенно не катит. Ведь тому, кто в «Мерседесе», западло после «запорожца». Коню ясно. А как target group нам нужны именно те, кто в «Мерседесах»… Кое-как встав с коленей, Татарский добрел до стола, взял ручку и прыгающим паучим почерком записал:
Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ
ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД
Или
ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок.
— Господи, Тебя нравиться? – тихо спросил он.»

Это молитва постмодерна. Вера, превращенная в фарс. В конце книги главный герой и сам становиться богом, земным богом, определяющим судьбы России. Если в свое время, алкогольная горячка Ерофеева в «Москва – Петушки» была насмешкой над социалистическим реализмом и самой коммунистической системой, то Пелевин смеется над Богом, возводя человека на божественный пьедестал, исключая Творца из дел своего творения.
Книга рассчитана на псевдо-интелектуалов, наркоманов и поколение MTV.

 

Пелевин Виктор. Generation «П»: Роман – М.: Издательство «Эксмо», 2006. – 352 с.
Пелевин Виктор. Generation «П»: Роман – М.: Издательство «Вагриус», 2003. — 368c.
Пелевин Виктор. Generation «П»: Роман – М.: Издательство АСТ ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2003. — 336c.

 

Сергей Дубинин

Другие статьи

  • Сербский синдромСербский синдром О стране под названием Сербия и Черногория, которая раньше называлась Югославия, нашему русскому народу известно не много, хотя мы как […]
  • Богословские аспекты мученичестваБогословские аспекты мученичества История ветхозаветной и новозаветной церкви полна историй о мучениках. Первым мучеником стал Авель, последними будут два свидетеля, о […]
  • Пить или не пить… Вот в чём вопрос!Пить или не пить… Вот в чём вопрос! Все чаще этот вопрос звучит в евангельских кругах. И если еще несколько лет назад ответ был достаточно очевидным, то сейчас ситуация резко […]
  • Петр и ПавелПетр и Павел Ткань повествования в новозаветном тексте – это не парусина, а кружево. Многое недосказано, многое оставлено нашему воображению. Например, […]
  • Мысли о религии (Блез Паскаль)Мысли о религии (Блез Паскаль) Большинство из нас знают о французском ученом Блезе Паскале (1623-1662) из учебников по физике и математики. И он действительно был […]