Флаги — флажочки…

От редакции:
Гордо реет яркий флаг,
Сатана наш злейший враг.
Древко мощное в руке,
Сатане по голове…
Мы позволили себе использовать статью Веры Стребиж о ныне модном флажковом служении, так как согласны с мнением, высказанном в этом материале. К сожалению, мы не можем назвать источник, потому что статья пришла к нам по рассылке. Тем не менее, обсуждаемая тема может оказаться важной для некоторых христиан…

 «Флаги — флажочки…»

Вот уже прошло больше 14-ти лет, как канула в небытие некогда могущественная советская империя. Вместе с ней ушли в прошлое первомайские и ноябрьские демонстрации, сопровождающиеся многотысячными шествиями с государственными знаменами, флагами других стран и просто разноцветными флажками, красочными транспарантами, лентами. Казалось бы, уже ничто и никто не сможет вернуть или возродить те “старые добрые времена”…

В 90-х годах прошлого столетия в западных церквах во время богослужения начали устраивать танцевальные шествия с флагами в руках. Вскоре эта традиция перекочевала и в церкви постсоветского пространства.

Выглядит это довольно красиво и, на первый взгляд, ни на что не влияет. Если искать какой-то смысл в этих танцах, то они могут означать, что все народы поклонятся своему Великому Творцу. Танцы с флагами – это просто танцы…

Однако, очень скоро этой традиции придали доктринальную основу и стали называть “флажковым служением”. Заключается оно в том, что во время прославления танцевальная группа размахивает в зале собрания различными знаменами. Это могут быть государственные флаги разных стран или просто разноцветные знамена и ленты.
Подхваченное “на ура” многими евангельскими церквами нововведение, стало восприниматься как неотъемлемый атрибут современной Церкви Христовой. Зарубежные учителя, проводящие семинары по “флажковому служению”, стали желанными гостями для увлекающихся “новым ветром учения”. Как следствие растущего спроса на “флажки”, в конце 2003 года на христианских книжных прилавках появилась книга “Божьи знаменосцы” в русском переводе. В этой книге изложена ДОКТРИНА О ФЛАЖКОВОМ СЛУЖЕНИИ! Ее автор, Карен Симмонс, со всей серьезностью утверждает, что оно является очень важным, основанным на Библии, духовным служением.

Более того, по ее словам, танцы с флагами имеют прямое отношение к ходатайственной молитве, присутствию Святого Духа, чудесам и знамениям. Причем духовные проявления напрямую зависят от цвета и названия флага!

Прочитав эту книгу, я не могла поверить, что написала ее служительница евангельской церкви. У каждого нормального христианина должен был сразу же возникнуть вопрос: “На каком основании, уважаемая, Вы утверждаете, что размахивание флагами имеет отношение к духовному богослужению Нового Завета?”

Давайте обратимся к наивысшему для каждого христианина авторитету – Библии. Что в ней об этом говорится? Во времена Ветхого Завета ни в скинии, ни в храме Божьем не было ни одного флага. В ковчеге завета ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ БЫЛО, кроме скрижалей Моисея (3Цар.8:9)! В новозаветном служении Иисуса Христа и Апостолов ни разу не используются флаги. Более того, о флагах в Новом Завете вообще не сказано ни слова! Если бы это служение являлось таким важным, об этом обязательно было бы написано в Слове!
Согласно книге, определенный цвет знамени означает провозглашение какого-то понятия: “Далее следует список цветов, которые должны вам помочь глубже понять значение и важность флага или знамени, которое вы используете” (стр.17). Например, золотой – это помазание, оранжевый – это огонь и т.д. Однако, если говорить о символике, то здесь надо быть осторожными в суждениях и иметь элементарную мудрость. Приведу простой пример. Однажды довелось наблюдать, как в одной церкви во время богослужения размахивали двумя флагами – желто-голубым и …красным. С точки зрения флажковых служителей, это действо символизирует молитву, небеса, Божью реку, помазание, новое золото, кровь Иисуса Христа, огонь и любовь. Однако, с точки зрения любого “непосвященного” человека это выглядит весьма странно: слева машут государственным флагом независимой Украины, а справа – флагом бывшего СССР, символом коммунизма и пролитой человеческой крови! Это скорее выглядит, как призыв к каким-то политическим действиям, а не к “провозглашению” библейских истин. Если пойти дальше, тогда и флаг фашистской Германии, согласно вышеуказанным толкованиям, означает кровь Иисуса Христа, любовь, покаяние, чистоту, праведность, силу, святость, Невесту Христа.
“Духовные заявления и провозглашения истины, которые вы делаете с помощью своего флага, открывают врата для Царя Славы” (стр.55).

Понятие “провозглашение” с помощью цвета, рисунков или вещей, с точки зрения Библии, не имеет духовного смысла. Библейское провозглашение (исповедание) – это глоссалическое проявление, попросту говоря, это – слова! Цвета или символы в Слове поданы для сравнения, образно, в переносном значении (например, из Ис.1:18 не следует, что красный и багряный цвета – это символы греха, а снег и волна – это символы прощения). В Библии нет четкого определения, что означает тот или иной цвет. Почему, например, автор уверена, что черный цвет символизирует именно покаяние и силу? Почему не адский мрак, не преисподнюю, не тьму внешнюю, не хаос (2Пет2:4,17; Мф.25:30; Быт.1:2)?
Места Писания, на которых “строится” доктрина о флажковом служении, взяты, в основном, из книг Псалмов и пророков. Причем спорные выводы преподносятся, как аксиомы, не требующие доказательств. Стихи трактуются очень вольно, что списывается на “откровение”. Например, непонятно, почему в Ис.62:10 слова “поднимите знамя для народов” принимаются в прямом смысле, а слова “ровняйте, ровняйте дороги, убирайте камни” – в переносном (стр.62). Если флаги поднимаете, то извольте и дороги ровнять, а они у нас в Украине очень в этом нуждаются!

Далее, автор пишет: “Совершенно необходимо, чтобы флаги двигались вместе с ветром Духа Святого, чтобы Он мог служить тем, кто видит, как мы поднимаем флаг” (стр.14). Насколько я понимаю, это утверждение базируется на Чис.21:8 (Когда Моисей вознес медного змея на знамя, и всякий, кто увидел это знамя, был исцелен от укуса змеи.) Однако, это был единственный, уникальный случай! Более того, в 4Цар.18:4 сказано, что евреи стали служить твари вместо Творца. Они сберегли это “знамя” (змея), дали ему название (Нехуштан), кадили ему, то есть, использовали его для “богослужения”.
Есть в книге и совершенно абсурдные утверждения, не имеющие никакой библейской основы:
“Флаги и знамена – сильное наглядное пособие, способствующее поднятию веры в людях и заставляющее их задумываться” (стр.61).

“Естественный вид развевающегося на ветру шелка обладает уникальной способностью передавать многогранность Божьей славы: это и излияние Его Духа, и течение Реки Жизни, и восхождение наших ходатайственных молитв к Божьему престолу” (стр.130). Позволю себе продолжить и немного пофантазировать, исходя из вышесказанных принципов. А почему бы в евангельских церквах не начать зажигать свечи? Естественный вид горящей свечи обладает уникальной способностью передавать многогранность духовного мира. В Слове сказано: “Да будут ваши светильники горящи” (Лк.12:35). Со светильниками мужи Божьи побеждали врагов (Суд.7:20); светильники горят перед престолом Божьим (Откр.4:5). Так давайте зажжем в церквах свечи, чтобы люди задумывались о быстротечности жизни, глубже входили в поклонение и достигали стратегических побед в духовной войне! Не абсурдно ли это? Не менее абсурдно выглядят и попытки представить флаги духовным оружием:
“Ваш флаг может применяться в ходатайстве в качестве ключа для открытия конкретных ворот, дверей или окон в Духе Святом” (стр.19); “Поднимая свой флаг или знамя, вы не просто “открываете врата и двери” или ходатайствуете за других, но также возносите жертву хвалы Богу” (стр.60); “Флаг является инструментом ходатайства в поклонении Господу Богу и превознесении Его, а также применяется в духовной войне, чтобы вернуть то, что Господь дал нам, Своим детям” (стр.104). Отождествление цвета и движения знамени с библейскими истинами и духовными проявлениями – это не откровение Святого Духа, а просто фантазии! Однако, автор идет еще дальше. Оказывается, с помощью флагов христиане могут совершать и мистические действия: “Недавно, во время служения в Турции и Израиле, Господь велел мне закопать в землю два моих шелковых флага цвета огня. Для меня они представляли молитву согласия. Первый флаг был закопан в турецком городе Касадаси на берегу Эгейского моря. Когда я стала спрашивать Господа о процедуре погребения флага, Он сказал: “Копай, пока я не скажу тебе остановиться”. Я выкопала глубокую и узкую яму себе по плечо. Непосредственно перед тем, как мне вытащить последнюю пригоршню песка, Он сказал: “Следующая будет твоей последней”. К этому моменту я уже вынула весь песок. В следующей моей пригоршне была черная грязь. Я положила свернутый флаг в землю и начала молиться о том, чтобы Божий огонь рассеял духовную тьму, сгустившуюся над Турцией” (стр.76-77) В Библии нигде не сказано, что для успешной молитвы надо что-то зарывать в землю!

“Сестра в Господе служила с флагом “Река”… Когда она размахивала флагом над головами людей, конец флага хлестнул по лицу одной женщине (которая была больна – прим. ВС.)… В момент этого соприкосновения Господь повернул ее на месте, как в танце, и она осознала, что теперь она полностью физически исцелена и ее тело свободно от всякой боли” (стр.77-78). Это – очень спорный момент. Из этого нельзя сделать вывод, что флаги “высвобождают” Святой Дух и применяются для исцеления людей. Католики и православные, например, используют “чудотворные” иконы, обереги, мощи. И некоторые люди действительно исцеляются! Более того, в 4Цар.13:21 сказано, что один человек воскрес из мертвых, при падении своем коснувшись костей (мощей) пророка Елисея! Так что же, наряду с флагами, необходимо ввести в церквах служение иконам, использовать кадило, мощи, кропление святой водой? Одевая крестик на шею, мы, тем самым, провозглашаем наше со распятие Христу; приклеивая рыбку на машину, мы стратегически пророчествуем, что спасутся все шоферы и сотрудники ГАИ? Можно много интересного придумать, если иметь достаточно фантазии.

Но давайте попробуем посмотреть на вещи трезво и здраво. Старозаветные предметы культа не используются в Новом Завете для служения Богу. Наоборот, и Иисус, и Апостолы подчеркивали, что новозаветное служение является духовным, а физические объекты не имеют никакого духовного значения. Об этом говорится в Ин.4:23, 1Кор.6:17, 1Пет.2:5, 1Кор.8:8 и др. Использование физических предметов, вещей для “открывания” духовных явлений напоминает, скорее, колдовство, чем откровение Духа Святого. Дорогие, если флагом можно разогнать бесов, то чеснок помогает от вампиров!

Духовные проявления, связанные с тканью, описаны в Деян.19:12. Люди исцелялись, когда на них клали платки и опоясания Апостола Павла. Но даже и в этом случае не указаны цвета и символы, изображенные на этих вещах. Тем более, их не закапывали в землю. И не делали из них флагов. Некоторые высказывания автора являются двусмысленными: “Господь показал мне, что когда мой флаг развевается в воздухе, я обращаюсь к князю, господствующему в воздухе” (стр.55). “Сатана является князем сил, господствующих в воздухе, и поэтому, каждый раз, поднимая флаг, мы вступаем на его территорию” (стр.104). Слова “обращаюсь” и “вступаем” не определяют действие однозначно. Так мог бы сказать и сатанист(!). Это, возможно, ошибка переводчика? Или что?.. “Визуальное служение возрождается по всему миру, даже несмотря на то, что оно нравится не всем”, – радуется автор (стр.80). Но что значит “нравится” или “не нравится”, если речь идет о богослужении? Когда царь Давид перевозил ковчег в Иерусалим, все выглядело красиво и торжественно (2Цар.6). Однако, Бог поразил Озу, потому что действия Давида противоречили Божьей воле (Чис.1:51). Каждое служение в Церкви должно базироваться не на чувствах, а на Слове: будь это проповедь, молитва, прославление, диаконство, странноприимство или милосердие. Да и само слово “возрождается” тут неуместно, так как оно подразумевает появление “хорошо забытого старого”. Однако, нельзя “возродить” то, чего никогда не было в Христовой Церкви!

В конце книги указаны адреса ряда организаций, имеющих отношение к “визуальному служению”. Среди них – организация “Снаряжение для поклонения”, “…посвященная делу оснащения современной церкви для поклонения и хвалы…, с использованием наглядных пособий, исполнительного мастерства, знамен, иконографии и иллюстрированных пособий для проповеди и учения…” (стр.128). Как говорится, комментарии излишни…
А чего стоит высказывание “пусть желание вашей плоти согласится с желанием вашего духа и произведет поклонение в Духе и истине теми средствами, которые Господь побуждает вас использовать” (стр.11)! Это ни что иное, как демагогия и “супердуховность”. Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы: Итак, “флажковое служение”:
•    не создает, не направляет и не поддерживает “ветер Святого Духа”;
•    не усиливает ходатайственную молитву и духовную брань;
•    не имеет отношения к духовному служению поклонения;
•    ничего не провозглашает в духе;
•    не имеет отношения к новозаветному служению;
•    уводит христиан в номинальную религию.
Это “служение” просто красиво выглядит. Оно нравится людям. Но оно – не духовно! Если кто-то хочет размахивать флагами, пусть машет! Только не надо делать из этого доктрину или культ. В таком случае произойдет типичная подмена понятий: духовные вещи заменятся религиозными обрядами и традициями. Как сказано: “поставили знаки свои вместо знамений наших” (Пс.73:4). Нельзя отождествлять кусок материи с духовными понятиями, такими как вхождение в дух, молитва, исцеление и пр. А если такие прецеденты имеют место, то это должно настораживать, а не восхищать пасторов и лидеров. Если братья или сестры слышат духовные голоса, которые приказывают им совершать поступки, не основанные на Слове Божьем, это свидетельствует о том, что они водятся, извините, либо бесами, либо плотью. Пастора в этом случае должны принять соответствующие меры.

Дерек Принс учил о “коктейле духов”, когда на богослужении действует и Дух Святой, и нечистые духи. Это явление встречается в церквах, где пастора не заботятся о чистоте учения, увлекаются духовными проявлениями и эмоциональными ощущениями. В результате в церкви постепенно приходят мистицизм и колдовство. За этим следует физический и/или духовный развал церкви.

Любые нововведения, не имеющие библейского основания, могут уничтожить ваше служение (церковь, ассоциацию, ассамблею и т.п.). Это – “чуждый огонь” (Лев.10:1,2), самовольное служение. Павел написал: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал 1:8). Павел не учил о флагах. Отступая от учения первоапостольской церкви, можно навлечь на себя проклятие! Почему же братья и сестры так легко увлекаются различными ветрами учений? Давайте все-таки проявим мудрость и постараемся держаться “образца здравого учения” (2Тим.1:13), строить свою веру на твердом основании, которое есть Слово Божье.

И, в завершении, хочется напомнить слова Апостола Иоанна, которыми он оканчивает свое 1-е соборное послание: “Дети! Храните себя от идолов! Аминь”.

Вера Стребиж

Другие статьи

  • Пить или не пить… Вот в чём вопрос!Пить или не пить… Вот в чём вопрос! Все чаще этот вопрос звучит в евангельских кругах. И если еще несколько лет назад ответ был достаточно очевидным, то сейчас ситуация резко […]
  • Школа Христа (Дейвид Уотсон)Школа Христа (Дейвид Уотсон) На первый взгляд невзрачная в оформлении книга захватывает с первых страниц. Обсуждаемая тема – ученичество. Очень серьезный взгляд на […]
  • Найти Иисуса. Андрей Максимов.Найти Иисуса. Андрей Максимов. Религиозная фантастика? Роман «Найти Иисуса» написан Андреем Марковичем Максимовым, известным телеведущим (программы «Ночной полет» и […]
  • Как Рождество превратили в Новый годКак Рождество превратили в Новый год Полтора века назад в Петербурге была устроена первая общественная елка. В Петербурге всегда торжественно праздновали Рождество и Новый год […]
  • Петр и ПавелПетр и Павел Ткань повествования в новозаветном тексте – это не парусина, а кружево. Многое недосказано, многое оставлено нашему воображению. Например, […]