Богословские аспекты мученичества

История ветхозаветной и новозаветной церкви полна историй о мучениках. Первым мучеником стал Авель, последними будут два свидетеля, о которых мы читаем в откровении (Откр. 11).
Подобно тому как всякая жертва, приносимая в скинии и храме во времена Ветхого Завета, указывала на будущую жертву Иисуса Христа, мученичество ветхозаветных праведников становится прообразом страданий Мессии. Но и страдания христиан неизбежно восходят к архетипу «Мужа скорбей».
Для первой церкви учение о страданиях было, очевидно, одним из центральных (Деян.14:22; 1 Фесс.3:4; Фил.1:28-30).
Призывы к стойкому перенесению невзгод звучат и к общинам (1 Пет.4:1), и к отдельным людям (2 Тим.2:3; 2 Тим.1:8).
Парадигмой христианского мученичества выступает крестный подвиг Спасителя. Апостол Петр пишет об этом так: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2:21). Примечательно, что слово «пример» в данном отрывке является переводом греческого ‛υπογραμμός, означающего также пропись.
Кальвин, размышляя о призвании христианина, отмечает: «…мы являемся сонаследниками Христу, только если следуем за Ним к положенному нам наследию по тому же самому пути, по которому шел и Он… Но Христос достиг его через Свой крест, следовательно, и нам надлежит так же его достигнуть». (1)
Множество текстов в апостольских посланиях говорят о том, что гонения и притеснения следует воспринимать как участие в страданиях Христа (1 Пет.4:12-16; Фил.3:10; 2 Кор.1:5; Рим.8:17,18). В этих отрывках речь идет не просто о психологическом отождествлении собственных страданий со страданиями Иисуса, но о некоей мистической связи.
Пожалуй, самый яркий отрывок находится в послании апостола Павла к Колоссянам: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь…» (Кол.1:24).
Правда, в протестантизме чаще всего подчеркивается «педагогический» смысл страданий. Роберт Спраул в книге пишет: «Церковь участвует в страдании Христа. Но это участие не добавляет заслуг к Его заслуге. Христиане могут страдать во благо других людей, но их страдания всегда далеки от искупления. Я не могу искупить грехи других, и даже свои собственные. Но мое страдание может принести другим большую пользу. Оно может послужить им свидетельством о Том, Чьи страдания нас искупили». (2)
Тем не менее, похоже, что Павел говорит о вполне реальной духовной связи «Ecclesia martyrum» со Христом. И в богослужении верующих, и в их жизни проявляется сопричастность смерти и воскресению Спасителя.
Христиане, страдающие за правду, безусловно, ничего не добавляют к совершенной жертве Христа. Но, в каком-то смысле, они причащаются Его страдания. Мученичество за веру есть высшая форма такого причастия.
Однако и Сам Спаситель через Свой крестный подвиг стал сопричастен страданию мира. В послании к Евреям говорится: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших…» (Евр.4:15). Высшая форма имманентности Бога миру — это жизнь Иисуса, полная невзгод, гонений, оскорблений, предательства, страданий и наконец мученической смерти.
Страдания христиан не только мистически связаны с Голгофой, они также профетически связаны с кончиной мира. Юрген Мольтман писал, что мученичество имеет «…апокалиптический аспект, который выражается в том, что мученики собственным страданием предваряют страдание, уготованное в конце времен всему творению, и, умирая, свидетельствуют о новом творении. Кто участвует в страданиях Христа, тот участвует и в страданиях, которые наступят в конце мира. Мученики предваряют этот конец и таким образом становятся апокалиптическими свидетелями грядущей истины против царства лжи, грядущей справедливости против власти беззакония, грядущей жизни против торжества смерти». (3)
Библейской базой для осмысления этого аспекта мученичества могли бы стать некоторые отрывки из посланий Павла (Флп.1:28-29; 2 Фесс.1:4-10).
Таким образом, христианское мученичество свидетельствует (вспомним, что греческое слово μάρτυς и есть «свидетель») о первом и втором пришествии Христа.
Вся жизнь христианина – это евхаристия, причащение Господу, «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:10,11).

————————-
1. Кальвин Ж. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам / Пер. с латинского И.В. Мамсурова. – Мн.: МФЦП, 2007. – С. 206-207
2. Спраул Р. Настигнут страданием / Пер. с англ. – СПб.: «Мирт», 1998. – С. 30
3. Мольтман Ю. Христианские мученики современности // Социально-политическое измерение христианства

 

Андрей Суховский

Другие статьи

  • Мысли о религии (Блез Паскаль)Мысли о религии (Блез Паскаль) Большинство из нас знают о французском ученом Блезе Паскале (1623-1662) из учебников по физике и математики. И он действительно был […]
  • Пить или не пить… Вот в чём вопрос!Пить или не пить… Вот в чём вопрос! Все чаще этот вопрос звучит в евангельских кругах. И если еще несколько лет назад ответ был достаточно очевидным, то сейчас ситуация резко […]
  • Найти Иисуса. Андрей Максимов.Найти Иисуса. Андрей Максимов. Религиозная фантастика? Роман «Найти Иисуса» написан Андреем Марковичем Максимовым, известным телеведущим (программы «Ночной полет» и […]
  • Как Рождество превратили в Новый годКак Рождество превратили в Новый год Полтора века назад в Петербурге была устроена первая общественная елка. В Петербурге всегда торжественно праздновали Рождество и Новый год […]
  • Петр и ПавелПетр и Павел Ткань повествования в новозаветном тексте – это не парусина, а кружево. Многое недосказано, многое оставлено нашему воображению. Например, […]