4 Ноября

Накануне «Дня народного единства» в прессе стали появляться многочисленные статьи, которые можно объединить под одним общим названием – «Странный праздник». Авторы статей всеми возможными способами намекают на то, что праздник этот странный, непонятный, несвоевременный, совсем не нужен он современной России и стоило бы от него отказаться. Этот поток был настолько велик, что я призадумался слегка – а может и в правду не нужен он, и достаточно нам праздников тех, что были? Поразмышлял я на досуге и решил поделиться своими мыслями по этому поводу.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, я просто возьму статью с одноименным названием из одного питерского листка (название оного я упоминать не буду, ибо это не имеет большого значения) и пройдусь по вопросам им обозначенным.

Итак, что же уважаемым журналистам показалось таким «странным» в этом новом для России празднике?

1. Праздник объявили «придуманным».
Здесь трудно не согласиться, так как, действительно, решение было принято после долгих раздумий n-нного количества весьма не глупых людей. Полагаю, что от этого выбранная дата выглядит только сильнее.

Кроме того, можно подумать, что все остальные праздники не были придуманы другими людьми в свое время. Хотелось бы отметить, что каждый праздник имеет своего «автора» (будь то человек, или значимое событие в жизни общества), и вроде как ничего зазорного в этом нет.

В общем, странной здесь является как раз претензия.

2. Другие праздники
Другая тема – были у нас праздники, зачем их менять, они не хуже были… Хотелось бы посмотреть какие «не придуманные» праздники существовали у нас до принятия решения праздновать «День народного единства». Может быть, они могли бы заменить 4 ноября? Может и в самом деле зря его «придумали», праздновали бы старые праздники. Давайте посмотрим.

Итак, что у нас было еще пару лет назад? А был у нас следующий «праздничный набор»: 1 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 7 ноября, 12 декабря.

Пойду не по порядку, а собирая праздники в некие «смысловые группы». Сначала, выделю 4 праздника, которые, по моему скромному мнению, явно не являются «живыми» и народными.

Самым непонятным и действительно «странным» было 12 декабря (День конституции). По моим собственным опросам оказалось, что ~95% населения просто не понимали, «что празднуем-то?». Причем выборка была санкт-петербургская, то бишь даже «продвинутая» часть населения России не очень-то разбиралась в теме праздника.

Если говорить о том, что мы празднуем принятие самой замечательной Конституции на свете, которая гарантирует всем нам всяческие права и свободы, то надо отметить, что советские Конституции тоже много чего гарантировали, но реально люди этого не получали. Поэтому праздновать день принятия некоего абстрактного и уже несколько раз (за советские и новые времена) дискредитированного документа никто не хотел (не хотели – это я про те 5%, которые хотя бы понимали, что празднуем).

Это был обычный выходной день, не несший никакой смысловой нагрузки. Вряд ли бы он мог противопоставить себя «Дню народного единства».

Следующим по «странности» шло 12 июня (День независимости). Вот уж поистине кладезь мудрости народной. Всегда хотел спросить устроителей данного праздника: «день независимости» от кого, простите? Реально зависимой Россия была в последний раз лет, эдак, 500 назад с гаком, во времена татаро-монгольского ига (поляков в начале 17 века в расчет не берем, так как полной зависимости от них не было). Мне скажут: от СССР независимость. Но это уже просто бред сивой кобылы в октябрьскую ночь, ибо даже формально РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская ССР (если мне память не изменяет) добровольно создали Союз ССР. То бишь РСФСР была лишь частью Федерации, в которую самостоятельно и добровольно вошла. Как мы могли получить независимость от страны, которую сами и создали и основополагающей частью которой и были?!

А если не формально подходить к этому вопросу, то РСФСР была практически метрополией по отношению к другим республикам СССР (другой вопрос, что русский народ не был реально титульной нацией СССР, но это уже совсем другая тема и ее освещать сейчас не будем). Поэтому празднование 12 июня превращалось в какой-то фарс: метрополия празднует день независимости от своих же колоний.

Опять же для простых людей – это был обычный выходной день, не несший никакой смысловой нагрузки. Даже если попытаться придумать смысл, то выходит бред, описанный выше. Опять же — вряд ли и он мог бы противопоставить себя «Дню народного единства».

Далее, день 7 ноября. Электорат КПРФ всё еще продолжает праздновать день большевистского переворота. Но это всего 15% населения, не больше. Как советский праздник он себя изжил, а как новый праздник – он был мертворожденным дитем, ибо «Днем примирения» он стать не мог по определению, так как был слишком кровав, и изначально послужил днем разделения общества, а отнюдь не единения. Трудно считать днем «примирения» день, когда «брат пошел на брата, сын на отца».

Для большинства людей он оставался «красным днем календаря» (ностальгия, однако), но реально 85% населения не считало его, что называется, «своим праздником». Просто выходной день. Резюме: не мог заменить собой «День народного единства».

Теперь, 1 мая. Данный праздник можно смело назвать «Величайшим днем посадки картошки». По крайней мере, последние 20 лет это было именно так. Народ ехал на огороды, а отнюдь не праздновать «день солидарности». Современное же название праздника — «День весны и труда» — звучит пусто и банально. Смысла в празднике никто, по-моему, уже давно не ищет. И правильно делает – нет его там давно…

Лично для меня 1 мая закончился как праздник в 10 лет, году, эдак, в 1983-м. Отец дал мне почитать книгу под названием, по-моему, «Звезда» (прошу прощения, давно это, однако, было, мог и запамятовать название). Рассказ про разведчиков наших, которые во время Великой Отечественной ходили за линию фронта. Хорошая книга, но, как мне показалось, – обычная, таких много было. Но было в этой книге нечто, что открыло мне, 10-летнему мальчишке, глаза на очень важную истину. Там был момент, когда разведчики берут «языка». Немец, боясь смерти, рассказывает всё, что знает, а потом, чувствуя, что его могут убить, начинает рассказывать нашим, что он, на самом деле, не хочет воевать, что он – простой немецкий рабочий и прочая, прочая, прочая… И наши колеблются – вроде враг, но, с другой стороны, вроде свой – рабочий же, не буржуй какой, не из дворян…

И так же, как и эти разведчики, задумался и я (хоть мне и 10 лет было всего-то). А ведь армия у Гитлера состояла не из дворян и буржуев, а из «простых рабочих и крестьян» процентов на 90%. И, наплевав на классовую близость к Советской России, эти «простые немецкие рабочие» пришли убивать таких же простых русских рабочих. И никакой Коминтерн, никакой «Третий Интернационал», никакие лозунги, типа «Пролетарии всех стран объединяйтесь», их не остановили. Они пришли убивать таких же рабочих как они сами. Национализм взял верх над классовостью.

Именно в момент осознания этого и умер праздник 1 мая для Димы Цыпина, ученика 4-а класса. Теперь уверить меня в том, что пролетарии всех стран нежно любят друг друга, и все помыслы их обращены лишь к единению, было уже не возможно.

«День картошки» явно не конкурент «Дню народного единства».

Теперь немного о «живых» народных праздниках.

23 февраля и 8 марта. Я не зря объединил эти праздники. Так как они оба, рожденные как политические, переродились, соответственно, в банальные — «мужской» и «женский» дни. В феврале поздравляют всех без разбору мужчин (в том числе пацифистов, не служивших, «откосивших», детсадовцев и прочий «военный» контингент). В марте же всех дам, включая 3-летних сестер и ярых феминисток.

Ничего против этих праздников не имею (особенно, учитывая тот факт, что свою политическую составляющую они утеряли). Но при этом абсолютно «бессмысленные» праздники, ибо никакой смысловой нагрузки не несут. Мужчины поздравляют женщин, женщины мужчин. Всё… Главное быть на момент праздника мужчиной или женщиной – поверьте, этого более чем достаточно.

В общем, о единстве речи не идет, ибо все разделены, по крайней мере, по половому признаку.

Новый год. Самый празднуемый праздник (простите за невольную тавтологию). Хотя опять же в хорошем смысле – «бессмысленный» праздник. Часовая стрелка часов 729 раз в году пересекает цифру 12 – и никто не проявляет никаких эмоций по данному поводу, а вот когда она делает это в 730 раз (вроде не очень круглая цифра, не находите?) – все начинают дико радоваться. А с чего? И к чему? И почему?

Единение вроде есть, но какое-то оно неосознанное и бестолковое. Праздник явно другого уровня, согласитесь.

Рождество. Праздник новый, и в нашей атеистической стране, пока не сильно любимый. Но имеющий сильное и духовное, и культурное, и историческое значение. Празднуется определенное событие, обладающее глубоким смыслом. Один из самых адекватных и понятных праздников. Другое дело, что не принимаем он пока частью населения по причине неверия или иноверия. Поэтому говорить о единении пока сложно. Даст Бог это будет, ведь процентов 85% населения России это русские, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, татары крещенные, другие «христианские» народности, то бишь – православные христиане. Добавим сюда армян, немцев, финнов, и некоторые другие инославные нации России, и получим примерно 90% населения, которые могли бы объединиться вокруг этого самого светлого и важного события в истории человечества. Но пока это только мечты…

9 мая. Святой праздник. В детстве – второй по испытываемой радости (после Нового года, конечно). Радости и гордости (по гордости – первый). Гордости за страну, за народ, за себя (как частичку этого великого и сильного народа).

Может быть реальной альтернативой 4 ноября. Но нужно ли это? 9 мая – особенный праздник, посвященный особенному событию. За более чем 50 лет мы привыкли ассоциировать 9 мая с определенным событием в жизни нашей страны и «навешивать» дополнительный смысл было бы, вероятно, не верно (в некоторых странах есть так называемый День Ветеранов, когда чествуют ветеранов всех военных конфликтов. У нас же 9 мая – это отдельный праздник, праздник Победы в определенной войне).

Итак, что же выходит? Из 9 праздников 4 уже «мертвы», 3 – «бессмысленны», 2 – серьезны и адекватны, но один из них вряд ли готов быть «объединителем» на настоящий момент, а второй имеет свой собственный важный смысл.

Получается, что не было у нас общенационального праздника, помогающего людям ощутить себя единым народом.… У большинства наций есть, а у российского народа нет. Правильно ли это? Хорошо ли? Или, может, нет в истории нашего народа ничего, чем можно было бы гордиться (кроме 9 мая)?

Оказывается есть. Есть момент в истории российского народа, когда он САМ, без указок сверху (без царей, бояр, прочих руководителей всех мастей) объединился и спас себя, свою веру и свою Родину от гибели.

Именно поэтому не Куликовская битва (так как там князья вели народ, да и воевали русские с татарами, а сейчас ведь вместе живем), не Бородинская, и не Ледовое побоище, а именно преодоление Смутного времени – самый яркий, сильный эпизод в истории народа.

Поэтому праздник 4 ноября – очень адекватный и логичный. И реального «конкурента» ему на сегодня просто нет. Я ГОРЖУСЬ этим событием в истории моего народа и моей страны. Не многие нации могут похвастаться таким самосознанием (та же Речь Посполитая, если помните, просто развалилась по частям, а поляки так и не смогли стать одной сильной нацией и получили независимость только через сотни лет, причем в дар от других народов (англичан и французов) по условиям Версальского договора). Российский же народ нашел в себе силы сделать это.

3. Двусмысленность праздника
Однако есть мнение, что праздник-то двусмысленен, ибо «в ноябре 1612 года в Московском Кремле сидела легитимная власть – польский королевич Владислав был приглашен на законных основаниях занять престол. И сидели с ним в Кремле русские бояре, а вот осаждали Кремль казаки, которые были противниками законной власти и сильной Московии».

Замечательная мысль, учитывая продажность бояр и польские войска, наводнившие всю западную и центральную Россию. Посадили царя-католика на престол православной державы, а законность такой вот власти поддержали взятками и штыками. То есть схема, предлагаемая уважаемыми журналистами, проста до неприличия:

1. Подкупаем местных князьков-руководителей

2. Они, сдобренные золотом и посулами, приглашают заведомо не приемлемую фигуру на правление страной

3. А чтобы народ не возмутился столь «законной» власти – вводим оккупационные войска. Для пущей легитимности процесса. Гениально.

Вот такая вот «легитимная» власть у нас была в 1612 году.

Исходя из этой гениальной логики — американцам тоже не стоит «День независимости» праздновать, ибо власть они свергли вполне законную (а именно — королевскую), а воевавшие с «красными мундирами» были противниками сильной Британии. К тому же мы воевали с другим народом (с поляками), а американцы (в тот момент самые что ни на есть 100%-ые англичане, перебравшиеся в колонии) воевали с такими же англичанами!

Да и французам не стоит праздновать «День взятия Бастилии», ибо опять же против законной власти выступили (против такой же, королевской), а также и против сильной Франции, ибо, если вы помните, после якобинской резни и авантюр Наполеона (приход к власти которого был бы невозможен без взятия Бастилии и последовавших за этим событий) Франция весьма ослабла и практически уступила ведущие роли в Европе и мире Великобритании, Германии и США.

Странно, но американцев и французов уважаемые журналисты не учат про «легитимность» власти и не предлагают отказаться от таких «странных» праздников. Избирательная такая практика у них… «Общечеловекам» значится можно, а вот нам в немытой Московии нет. Так-то…

4. Молодчики на улицах, погромы.
Говорят, что молодчики выйдут на улицы. Да, это плохо, согласен. Но если молодчики выйдут на 1 мая – отменим и этот праздник? А если выйдут на 23 февраля? Тоже отменим? Не кажется ли вам, что стоит отделять мух от котлет? То, что эти люди появятся на улице – это не говорит ничего плохого о самом празднике. Праздник говорит об объединении народа, а молодчики о разъединении. Зачем же всё смешивать в одну кучу? Абсолютно не логично.

Если кто-то использует праздник в своих целях – это не повод отказаться от праздника. Это повод заняться проблемами общества. Если праздник отменить – они найдут другую дату и выйдут. Проблема отменой праздника не решается, господа журналисты.

5. Способ сплотить нацию – найти общего врага
«Какое дело большинству россиян до каких-то древних поляков?» – возмущенно вопрошает листок. Выбрать дату, когда один народ победил другой! Да, наверное, не самый приятный повод. Но ведь не мы к ним пришли, а они к нам. Да и у всех народов примерно то же самое с подобными датами (вспомните тех же американцев). А французы до сих пор поют свой государственный гимн («Марсельеза»), где есть такие слова: «…Пусть крови вражеской напьются наши нивы…» Ничего себе песенка у «цивилизованных»? И это слова, заметьте, государственного гимна страны. Не просто какая-то фривольная песенка, которую на пьяную голову горланят в пивных, не какой-нибудь там «Интернационал», исполняемый лишь маргиналами, а гимн нации, исполняемый всеми гражданами страны на всех официальных мероприятиях.

Если кто не помнит – сочиняли, в том числе, и про немцев эти слова. И ведь не убирают уже две сотни лет эти слова из гимна. И опять молчат наши друзья-журналисты. Французам можно, нам нет…

И главное, что никто в России сейчас к полякам не питает злобы за события 400-летней давности (к немцам-то уже поостыли даже, хотя всего 60 лет прошло). Главное в этой дате – то, что сделал российский народ, а не с кем и за что. А именно показал недюжинное самосознание и силу.

6. Современный политический момент не самый лучший
Да, в нашей стране много проблем: классовые, межнациональные, межрелигиозные противостояния. Но мне кажется, что именно это событие не может вызвать никаких отрицательных ассоциаций, так как тогда и бедные и богатые, и простолюдины и знать, и русские и не русские, объединились, чтобы совместно справиться с бедой.

Чем же тогда плох этот праздник? Какой другой может стать его адекватной заменой? Зачем поднята вся эта волна возмущений? Не нравится – не празднуйте, но зачем же так на него набрасываться?

Подводя итог.
В общем и целом, мне кажется, что впервые за многие годы в России появился адекватный общенациональный праздник, который реально способен объединить нацию. Другое дело, что нужно больше объяснять, рассказывать, популяризировать его, а не просто выставлять его, как замену 7 ноября (подход совершенно не правильный, по-моему). Но примем ли мы этот праздник, поймем ли его, объясним ли его значимость своим детям – всё это уже зависит от каждого из нас – почувствуем ли мы себя частью истории своей страны, частью своего народа…

 

Дмитрий Цыпин

Другие статьи

  • Маленькие трагедии большого мираМаленькие трагедии большого мира Возможно, мир до самого конца будет переживать свои «маленькие трагедии». Для нас, сторонних наблюдателей, трагедия на московском рынке, […]
  • Четвертый гимн РоссииЧетвертый гимн России Если вы не любитель футбола, то, вероятно, не обратили внимания, как вели себя футболисты сборных Англии и России в момент исполнения […]
  • Виртуальное филерствоВиртуальное филерство Дорогие читатели и друзья! Эта статья, не посвящена тайным заговорам, масонству или всевидящему оку Большого Брата. Просто хотелось бы […]
  • Терпимость или терпение?Терпимость или терпение? Происходят сотни событий, перед глазами пробегают ленты новостей, переключаются каналы, и все же я решил остановиться только на […]
  • Мир двойных стандартовМир двойных стандартов Сегодня очень трудно, зачастую невозможно, быть беспристрастным. В наш разум врывается то или иное мнение, которое после нашего же выбора […]